Print

Курсы по гуманной педагогике в МГПУ
Закончились 36-часовые курсы повышения квалификации по гуманной педагогике в МГПУ. Мы приняли зачет. Слушаителям было предложено наисать отзыв второго читателя по любой из книг Антологии гуманной педагогики. Были написаны раьлты. Выбор авторов интересен: Вернадский, Ганди, Рерих, Сухомлинский. Авторы согласились на размещение их работ на наших страницах.

altДепартамент образования города Москвы
Государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт дополнительного образования

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:
«СУХОМЛИНСИКЙ В.А. ОБ УМСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ»

Выполнила: О.А. Шаграева,
слушатель программы
«Мировоззренческие проблемы гуманной педагогики»

Преподаватель: И.А. Бирич, док. филос. наук, профессор

МОСКВА
2015

Умственное воспитание. Его сущность,Место и роль в системеКоммунистического воспитания // Сухомлинский В. А. Воспитаниеколлективизма у школьников. – М.: Издательство Академии педагогических наук рсфср, 1954. – с. 1 — 10.

Сущность умственного воспитанияи его задачи

КОММЕНТАРИЙ: обращает на себя внимание формулировка проблемы «умственное воспитание», но не «умственное развитие». Это звучит мягче, не столь резко. Чувствуется в этой формулировке щадящее отношение к ребенку.

1

… Умственное (интеллектуальное) воспитание — одно из важнейших звеньев системы коммунистического воспитания. Оно предусматривает приобретение знаний и формирование научного мировоззрения, развитие познавательных и творческих способностей, выработку культуры умственного труда, воспитание интереса и потребности в умственной деятельности, в постоянном обогащении научными знаниями, в применении нх на практике.
КОММЕНТАРИЙ: очень важно то содержание, которым В.А. Сухомлинсикй наполняет понятие «умственное воспитание». И понятие это достаточно широкое. Хотелось, чтобы каждое из понятий было раскрыто. Например, что понимается под «культурой умственного труда»?
А далее речь идет о механизме, который позволяет реализовать процесс воспитания. Научное знание должно стать личным убеждением человека.
… Процесс приобретения знаний и качественное их углубление, – пишет В.А. Сухомлинский, – будут фактором умственного воспитания лишь тогда, когда знания становятся личными убеждениями, духовным богатством человека, отражающимся на идейной целеустремленности его жизни, на его труде, общественной активности, интересах. Формирование мировоззрения — это сердцевина умственного воспитания.
Комментарий: идея которая звучит и в работе Л.С. Выготского –
«Умственное воспитание означает постоянное обогащение учеников всеми духовными ценностями общества...». И далее: «Ум формирующегося человека впитываем в себя идеологию и психику народа, его убеждения, традиции, интеллектуальную, моральную и эстетическую культуру».
Интересно, что обучение В.А. Сухомлинский рассматривает как «важнейшее средство умственного воспитания. Успех умственного воспитания в процессе обучения определяется такими факторами, как: богатство всей духовной жизни школы; духовное богатство учителя, широта его кругозора, его эрудиция, культура; содержание учебных программ; характер методов обучения; организацияумственного труда учащихся на уроке и дома».
КОММЕНТАРИЙ: ответственность за умственное воспитание, за успех этого воспитания В.А. Сухомлиснкий возлагает на семью и школу. В ряду факторов называется и личность учителя.

В процессе обучения осуществляется главная цель умственноговоспитания — умственное развитие.
КОММЕТАРИЙ: к сожалению, умственное воспитание сведено к умственному развитию. Мне кажется, что последнее понятие более узко.
… Ученик умственно воспитывается лишь тогда, когдаего окружает атмосфера многогранных интеллектуальных интересови запросов, когда его общение с людьми, окружающими его, проникнуто пытливой мыслью, поисками.
КОММЕТАРИЙ: замечательные слова. Они возлагают ответственность на окружение ребенка.

...Умственное воспитание в процессе обучения осуществляется лишь тогда, когда накопление знаний, расширение объемазнаний учитель рассматривает не как конечную цель процесса обучения, а только как одно из средств развития познавательных и творческих сил и гибкой, пытливой мысли.
КОММЕНТАРИЙ: звучит очень по своременному. Сегодня ставится задача не наполнить ум и сердце ребенка знаниями, но уметь размышлять, рассуждать, строить умозаключения.

...У такого учителя знания, приобретенные учащимися, выступают как инструмент, с помощью которогоученик сознательно осуществляет новые шаги в познании окружающего мира. Перенос усвоенных методов познания на новые объектыстановится в таком случае закономерностью мыслительной деятельности учащихся: в дальнейшем они уже самостоятельно исследуютпричинно-следственные связи новых явлений, процессов, событий. В связи с этим важнейшим элементом умственного воспитания становятся: при изучении предметов естественного цикла — производительный труд, исследование, эксперимент; при изучении гуманитарных предметов — самостоятельное изучение жизненных явлений, литературных источников, литературно-творческие опыты.
КОММЕТАРИЙ: интересно, как должна быть организована самостоятельна работа учащихся, чтобы имело место умственное развитие? Вопрос такой стоит на повестке дня сегодня. Но окончательного ответа на него пока нет.

...Умственное воспитание необходимо человеку не только для того,чтобы он применял знания в труде, но и для полноты духовной жизни — для того, чтобы уметь ценить богатства культуры и искусства.Человеку надо дать счастье наслаждения культурными и эстетическими ценностями. Содержание образования надо рассматривать не только с точки зрения практического применения знаний в труде.
Комментарий: очень правильные слова – уметь ценить богатство культуры. Вот она – истинная цель умственного воспитания.

...Нельзя поставитьзнак равенства между образованностью и умственной воспитанностью, между кругом знаний, приобретенных в школе, и степенью умственного развития, хотя последнее зависит от объема знаний.
КОММЕТАРИЙ: в последнее время переносится акцент с объема знаний на процессуальную сторону процесса обучения.

Умственное воспитание — очень сложный процесс, включающий в себя становление мировоззренческих убеждений, идейной и творческой целеустремленности разума в тесном единстве с трудом, общественной активностью личности, гармонически сочетающими в себе учебно-воспитательный процесс в школе и жизнь общества.
КОММЕТАРИЙ: жаль, конечно, но все это достаточно общие слова. Хотелось бы понять смысл, который вкладывает в них В.А. Сухомлинский. Но обращают на себя внимание слова о гармоничном сочетании процесса учебно-воспитательного в школе и жизни общества. О таком гармоничном сочетании и сейчас пишут современные исследователи (А.Б. Орлов). Но до сих пор эта проблема не решена.

Активное выражение личного отношения к приобретенным знаниям — есть то, что следует называть умом формирующейся личности. Активность заключается прежде всего в том, что ребенок становится деятельным, заинтересованным участником процесса овладения знаниями; познание, учение доставляет благодаряэтому глубокое чувство радости, взволнованности, эмоциональной приподнятости.
КОММЕТАРИЙ: интерес – то, что ставится во главу угла на современном этапе развития образования. В зарубежных странах, прежде, чем войти в класс, учитель должен подумать о том, как привлечь внимание ученика к изучаемому материалу. Правда не всегда это получаестя, но задача такая поставлена (М.В. Кларин).

...В знании основ наук надо видеть двоякое предназначение: во-первых, каждый предмет и все предметы в целом необходимы каждому воспитаннику как условие его гармонического развития; во-вторых, тот или иной предмет необходим тому или иному ученику какисточник развития его индивидуальных наклонностей, способностей, формирования призвания, профессиональной ориентации. Оба эти предназначения надо, конечно, рассматривать в тесной взаимосвязи. Но все же первое предназначение в общеобразовательной школе является ведущим. Каждый должен быть в определенной мере и математиком, и физиком, и химиком, и биологом;, и историком, и литературоведом — в той мере, в какой это необходимо для всестороннего раз¬вития. Знания по каждому предмету несут в себе воспитательный потенциал для становления, формирования живого, творческого ума. Поэтому нельзя согласиться с мнением, что, мол, для тех, у кого нет,например, математических способностей, допустимы и поверхностныезнания по этому предмету. Математика в общеобразовательной школе необходима всем, какнеобходима всем литература. Роль математики в умственном воспитании исключительна. Математика проникает во все науки, изучающие и природу, и общественную жизнь. Математическое мышление — это не только понимание количественных, пространственных, функциональных зависимостей, но и своеобразный подход к действительности, метод исследования фактов и явлений, способ рассуждения.
КОММЕНТАРИЙ, хочется читать и перечитывать эти совершенно умные слова В.А. Сухомлинского. Что сейчас делается? Отстаивается мнение, об ошибочности которого и писал В.А. Сухомлинсикй. Значение каждого предмета для детского развития уникально. И это значение выходит далеко за рамки простого изучения, скажем, количественных или иных отношений. Здорово!!! Почему ничего не меняется?

Культура мышления, которой овладевают все дети в процессе изучения математики, накладывает отпечаток на их умственный труд впроцессе учения вообще, на характер изучения биологии, физики,химии, астрономии, географии. Воспитательную роль физики, химии, биологии, географии, астрономии мы усматриваем в том, чтобы знания по этим предметам наложили отпечаток на духовный мир каждого человека буквально навсю его жизнь. Школьное изучение каждого из указанных предметовявляется своеобразным интеллектуальным огоньком, который долженгореть всегда.

КОММЕТАРИЙ: Бертран Рассел писал о бесполезном знании. Его работа меня очень удивила в свое время. Нет такого знания, утверждал Б. Рассел. Вот и В.А. Сухомлинский об этом же пишет.

Необходимо, чтобы у воспитанников сложились научно-материалистические взгляды на историю общества, а для этого нужен широкий интеллектуальный фон: ученик должен многое продумать, осмыслить, только тогда в его сознании отложится главное и утвердится правильное отношение к прошлому, настоящему и будущему, к проблемам, волнующим человечество.
КОМЕНТАРИЙ: жаль, что нет сравнения знания научно-материалистического и иного знания. Нет разъяснения, что есть что. Сейчас это очень актуально.

… Научить правильно говорить — целая область воспитательной работы, от успеха которой во многом зависит духовная жизнь личности и коллектива.
КОММЕТАРИЙ: сейчас эта задача уходит на второй план и требования к речевой культуре не столь высоки. Более того, как преподаватель, я всегда думаю, вправе ли я делать замечания студентам, которые пишут писмо мне, спрашивают о том,как писать, например, курсовую работу, но делают при этому огромное количество ошибок. Не умеют обратиться должным образом. Не знают знаков препинания и т. д.
А в работе В.А. Сухомлинского этому уделено огромное значение и значительный объем текста. Все объяснено, очень убедительно раскрыто.
... Речевая культура обеспечивает успехв той тончайшей сфере воспитания, которую мы называем моделированием, преобразованием, переводом внешней действительности на язык внутреннего мира человека. В результате этого преобразования создается внутреннее Я-личности — сложный мир сложившихся в индивидуальном сознании взглядов, убеждений, привычек, нравственных оценок.
Место художественной литературы в умственном воспитанииопределяется спецификой воздействия этого предмета на внутренниймир человека. (...)В самом понятии знать литературу решающее значение имеетсубъективный фактор: насколько глубоко политические, социальные,нравственные, гражданские идеи и эстетические принципы, вопло¬щенные в художественной форме, отражаются в личном духовноммире, в убеждениях, в поведении человека. Знание литературы тесно5связано с нравственным воспитанием. Мы придаем большое значениестрогому отбору произведений для чтения в годы детства, отрочества,юности. В школе сложился минимум книг, обязательных для чтенияи перечитывания.
КОММЕТАРИЙ: при изучении психологических дисциплин я обязательно обращаю внимание студентов на чтение художественной литературы. Более того, есть мнение, что без художественной литературы невозможно по-настоящему воспитать психолога (В.Я. Ляудис).

… Мы считаем оченьважным, чтобы чтение было идейной жизнью личности в мире книг.
КОММЕТАРИЙ: очень сложная задача на современном этапе – приобщить современного ученика к чтению. Меня удручает мнение современных учителей, которые говорят так, раз уж ученики не могут прочесть всю «Войну и мир», пусть читают хотя бы фрагменты. Грустно :(((

… Специальная направленность этой воспитательной работы берет начало уже в дошкольный период. Учитель начинает занятия с малышами-дошкольниками за два года до их поступления вшколу (экскурсии в природу, игры, коллективный труд). Есть много уголков, где окружающая обстановка пробуждает мысль дошкольников; мы создаем условия для богатства отношений детей и к естественной среде, и к людям.

КОММЕТАРИЙ: вот и внимание к дошкольному возрасту особое.

… Умственное воспитание — это постоянное изучение мыслительной деятельности, это бережное прикосновение к мозгу с целыо улучшения дискретности. Для улучшения дискретности мозга мы проводим специальные уроки мышления — от дошкольного возраста до окончания VIII класса; дети исследуют, осмысливают, познают природу и труд.
КОММЕНТАРИЙ: обращают на себя внимание слова «бережное прикосновение». И далее раскрывается механизм умственного воспитания посредством обращения к непонятному.

… Чем больше непонятного, чем глубже изумляет, удивляет малыша мысль о непонятном, тем заметнее улучшается дискретность мозга, тем умнее становится маленький человек. У ребенка возникает множество почему. Если эти вопросы пе дают педагогу покоя, значит, в дискретности мозга происходят заметные сдвиги.

Здесь надо указать на еще один исключительно важный момент умственного воспитания: нельзя допускать жестокого отношения к детской памяти. В некоторых школах, как только началось обучение, начинается непрекращающаяся эксплуатация памяти, на нее все наваливают и наваливают груз знаний — это не то что непосильно, это просто гибельно для ребенка.Память — очень хрупкая, нежная вещь, с ней надо быть осторожным!
КОММЕТАРИЙ: эти слова можно взять в рамочку. Настолько они верны. Бездумному запоминанию не должно быть места в обучении и воспитании и дошкольников, и школьников, и студентов.

… Мы проводим четкую грань между тем, что воспитаннику надо навсегда запомнить и прочно хранить в памяти, и тем, что надо только понимать, но не заучивать. При этом от глубины понимания зависит способность в нужный момент как бы извлекать из «запасников» сознания необходимые истины, понятия, факты.
КОММЕТАРИЙ: очень важное замечание. Следует и при изучении общей психологии разграничить эти две вещи (прочно хранить и только понимать) для студентов, которые панически боятся общей психологии.

… В умственном воспитании очень большое значение имеет выработка умений, необходимых для того, чтобы успешно учиться. Между этими умениями и фактическим объемом знаний, которыми овладевают дети, должна быть гармония. Если умения отстают от знапий — это то большая беда: учение превращается для ребенка уже в начальной школе в неприятное, тягостное дело, исчезает важнейший спутник успеха — интеллектуальная радость, радость познания. Мы считаемо дной из важнейших практических и теоретических проблем школысоздание гармонии умений и знаний. Воспитанники могут успешно учиться только тогда, когда они умеют наблюдать, думать, выражатьмысль, читать, писать, думая читать и читая думать.
КОММЕТАРИЙ: это все цели, к которым следует стремиться в процессе обучения. И каждую из этих целей, следует держать учителю в уме и не забывать.

Этот комплекс основных умений — целая область педагогического процесса. Очень важно, чтобы работа в этой области никогда не прекращалась, а ее результаты рассматривались педагогическим коллективом как непременная предпосылка успешного учения. Особое место здесь принадлежит умению читать. Свыше двадцати лет наш педагогический коллектив работает лад методикой обучения быстрому сознательномучтению. Конечный результат — ребенок уже на 3—4 году обучения мгновенно воспринимает зрением как единое целое несколько слов(делая 2—3 зрительные остановки в строке); благодаря этому он всостоянии не только осмысливать прочитанное, по и делать поворотымысли в сторону, привлекать из запасника знаний другие мысли.
КОММЕТАРИЙ: с одной стороны удивляет то, что есть стремление маленького человека научить чтению, тем более, что на протяжении не одного десятилетия ряд педагогов и психологов доказывали, что в этом нет необходимости, что читающий ребенок отличается от не читающего только тем, что умеет читать. С другой, В.А. Сухомлиснсикй говорит о том, как надо учить чтению. И это совершенно отличается от того, что имеет место на современном этапе – бездумное обучение ребенка складыванию из букв слогов и слов.

… Предметом нашего исследования в течение многих лет является творческая применяемость знаний. Многолетние наблюдения приводят к выводу: самое главное в применении знаний — выражение воспитанником собственной мысли о том, что он видит, наблюдает, исследует, делает. При этом происходит напряжение умственных сил, связанное с тем, что человек сознательно приводит в движение имеющиеся знания — думает о знаниях, анализирует их сточки зрения возможности применить для объяснения непонятногоили более глубокого проникновения в сущность понятного.
КОММЕТАПРИЙ: не всегда студенты готовы говорить о том, как именно можно думать. Им понятнее разговор о знании, чем размышления о том, насколько аргументировано их высказывание.

В этойсвязи очень большое место в умственном воспитании занимают у настворческие письменные работы — сказки и другие сочинения.
КОММЕТАРИЙ: хорошая идея. Мне тоже нравится просить студентов нечто написать, а затем просто прочитать. Этот прием я подсмотрела о французского философа, нашего современника, О. Бренифье.

Непременным условием полноценной работы в сфере умственноговоспитания является правильное соотношение между усвоением знаний, предусмотренных учебной программой, и многогранной умственной жизнью коллектива и личности. Важнейшее условие раскрытия истановления способностей, талантов, одаренности, индивидуальных наклонностей — богатство интеллектуального фона, на котором происходит овладение знаниями. … Учитель постоянно побуждает воспитанника к выходу за пределы программы, открывая перед ним необозримый океан знаний, поднимая его к вершине понимания и чувствования величияи красоты мысли, познания.
КОММЕТАРИЙ: да это так. Но как это сделать?

...Неотъемлемой частью и важнейшей задачей учебно-воспитательной деятельности, направленной на всестороннее развитие разума человека социалистического и коммунистического общества, является формирование научно-атеистических убеждений. Атеистическое воспитание, утверждение воинствующего атеизма — не только особый, исключительно важный элемент умственной,мировоззренческой жизни коллектива и личности, но и определенныйхарактер отношений между человеком, которого мы воспитываем, исредой, а также взаимоотношений в коллективе. Активная, наступательная борьба с религией в системе воспитания формирующейся личности требует особого такта, чуткости, выдержки.
КОММЕТАРИЙ: нет комментариев. Опыт развития общества в нашей стране показал, что тяга народа к религиозным воззрениям очень сильна.

ВЫВОДЫ
Обращение к работам В.А. Сухомлинского – это обращение к своим корням. Корням истинно Российским. Это сверение часов и уточнение ориентиров, в соответствии с которыми хочется трудиться и выполнять свой профессиональный долг.