PDF Print

Четвертые Республиканские Чтения по гуманной педагогике "Учитель, укажи путь красоты духа"

19 февраля 20151года в Казани прошли Четвертые Республиканские Чтения по гуманной педагогике "Учитель, укажи путь красоты духа".
Свыше 100 педагогов собрались в актовом зале средней общеобразовательной школы №143. Многие были уже не в первый раз и с нетерпением ждали этого праздника altдуховного общения, чтобы поразмышлять над тем, как воспитывать Человека. Особая атмосфера доброжелательности, гостеприимства, душевности окружала всех присутствующих и настраивала их на общение от сердца к сердцу.
Директор школы № 43 Гульнара Асфатовна Фатхутдинова в своем приветственном слове участникам Чтений говорила, что путей Красоты духа много, и каждый волен выбрать свой, надо только держаться правильного курса в море под названием «Жизнь». И путь этот нужно выстраивать по законам Красоты.
Выступление «Духовные аспекты жизненного пути» Шамиля Хамитовича Монасыпова, руководителя Государственного струнного квартета Республики Татарстан, кандидата искусствоведения, профессора Казанской государственной консерватории им. Н.1Г.1Жиганова, настроило учителей на философские размышления о человеческом предназначении, о высоких целях, которые каждый человек должен ставить перед собой, о роли искусства в формировании чувства прекрасного в жизни человека.

в своем докладе «Пути совершенствования духа» Любовь Николаевна Осипова, доцент Казанского энергетического университета, кандидат педагогических наук, говорила, что путь к духовному совершенствованию - в воспитании и освобождении внутреннего человека, а основой духовности являются красота, мудрость и любовь. Подтверждением этому служат труды известных философов, ученых, религиозных деятелей, представителей искусства, таких как Н.1К.1Рерих, И.1Ильин, Т.1Карлейль, А.1Сурожский, Л.1В.1Шапошникова, Г.1Н.1Дульнев. Была представлена презентация с репродукциями картин Н.1К.1Рериха и С.1Н.1Рериха, приведены цитаты Е.1И.1Рерих о значении мысли в совершенствовании внутреннего человека.
Затем работа Чтений продолжилась в творческих лабораториях. Лабораторию «Окрыляющая сила педагогической веры» провела учитель истории и обществознания школы №143 Гюльнара Ингильевна Шаряфетдинова. На ней учителя делились своими воспоминаниями о том, что привело их на путь служения детям, составляли жизнеутверждающие афоризмы к высказываниям известных учителей и словарь педагогической веры. Работа получилась продуктивной, результаты всех приятно удивили.
altСледующая лаборатория – «Воспитание Человека в образовательном пространстве» – была посвящена Школе М.1П.1Щетинина. Руководитель Татарстанского отделения Общероссийской общественной организации «Центр Гуманной Педагогики», педагог дополнительного образования «ЦВР ЭКО и ТТ» Ирина Ивановна Зайцева представила уникальный опыт работы лицея-интерната, главной задачей которой является сотворение цельной, творческой, обладающей системным мышлением личности. Важнейшей чертой Текосской школы является воспитание в детях общинного мышления, умения жить и плодотворно трудиться в коллективе. Лицеисты учатся вместе работать, вместе учиться, всех их объединяет знание истории, любовь и уважение к прошлому своей Родины, служение России.
Вся методика обучения М.П. Щетинина рассчитана на созидание творческой личности. В ее основе лежат четыре основных принципа: равномерное распределение нагрузки между полушариями мозга, «погружение» в материал, «педагогика сотрудничества» и системность мышления.
Без духовной общности учителя и ученика, не может быть воспитания: обучать можно, а воспитывать – нет.
Потому что:
1. Только духовная общность гарантирует целостность развития человека! Из целостности – Благородство человека, а не от земного родства.
2. Учитель, воспитывающий согласно закону духовной общности, вместил и осознаёт Космический закон: низшее ведомо Высшим! Такой учитель никогда не направит воспитанника по ложному пути.
А достичь этого можно только преодолевая собственные недостатки, взращивая собственную духовность», – к таким выводам пришли участники лаборатории «Четвёртое измерение педагогического сознания», которую проводила Мария Юрьевна Казанцева, учитель информатики и ИКТ школы № 43.
На внеклассном занятии с элементами сказкотерапии и арттерапии «Творческая энергия созидания «Я – Творец», которое подготовили школьный психолог и учителя школы №143: Ирина Ивановна Бурмистрова, Наталья Александровна Колчина, Елена Викторовна Вишневская, были показаны фрагменты занятий развивающего психологического цикла, целью которых было развитие творческих способностей у учащихся 2-х и 5-х классов. Участников занятия порадовал сюрприз-подарок – притча Ш.1А.1Амонашвили «Истинная красота».
Мастер-класс «Духовный мир учителя» провела Алсу Искандаровна Галиуллина, учитель географии СОШ №116 г.1Зеленодольска. Учителям был предложен просмотр фильма из серии «Ералаш» – «Школа моей мечты» (автор и режиссер И.1Ахмедов), после которого участники размышляли над понятиями: «духовная» и «земная» природа ребенка, «школа», «воспитание», «образование», «ученик», «учитель», «гуманный», а также выполняли творческие задания - «вхождение» в роль классика педагогики, осмысление высказываний классиков о роли учителя, «дорисовывание» трудного ученика. Итогом обсуждения был вывод, который отражен в словах Л.1Н.1Толстого «Истинное воспитание ребенка – в воспитании самого себя».
Процесс совершенствования красоты своего духовного мира бесконечен. Чем больше будет учитель углубляться в поиск красоты во внешнем и своем внутреннем мире, чем больше образов красоты впитает в себя учитель, тем прекрасней будет образовательное поле учителя, к которому будут тянуться ученики.

 


Powered by Joomla!. Designed by: free joomla themes 1.5 dedicated server hosting Valid XHTML and CSS.