УЧИТЕЛЬ – ДУША, ДАРЯЩАЯ СВЕТ Print
Written by RU   
Monday, 16 February 2015 11:12

Е.С.Евдокимова, Москва, 31 января 2015.

Дорогие коллеги!
Уважаемые участники Всероссийских педагогических чтений!
altПозвольте от всего сердца передать Вам привет от педагогов Волгограда и Волгоградской области. Конец января – особое время для моих земляков – время накануне значимого события – 72 годовщины Победы в Сталинградской битве (отмечаемого 2 февраля).
Второй день Чтений мы размышляем с Вами о пути красоты Духа. Для сталинградцев эти слова наполнены особым смыслом, ибо принятые ими испытания сполна позволили проявить, как воинам-защитникам, так и гражданам Сталинграда силу и красоту Духа.
Важную роль в воспитании духовной личности, способной к бескорыстной любви и самоотверженному служению, играют семья и школа, учитель и родитель.
Что происходит сегодня в школе, с какими учителями встречаются дети, какую роль они играют в судьбе современных детей: вот те вопросы, над которыми размышляют в стенах

Волгоградского государственного социально-педагогического университета наши студенты – вчерашние школьники, завтрашние родители и учителя.
Радостно, когда студенты пишут с нежностью, теплотой о родной школе, вспоминают добрым словом учителей, выражая им слова благодарности за Уроки Жизни - уроки мечты и веры, доброты и душевной щедрости, дружбы и красоты, творчества и любви. Настоящим подарком судьбы называют студенты встречи с такими учителями! «Без моего учителя я была бы совсем другим человеком», – искренно написала Лиля А. об учителе начальной школы, ставшей для школьницы «проводником в большой мир».
И в моем и в вашем детстве, дорогие коллеги, были учителя, которые подарили незабываемые уроки жизни, моменты истины, изменившие ход вашей персональной истории. Они по меткому выражению Я.А.Коменского сначала любили, а потом учили! «Вера подобна лучу, надежда свету, а любовь – кругу солнца. Все же они составляют одно сияние и одну светлость» (Пр. Иоанн Лествичник). Они незабываемы, эти светлые учителя, их образы сохраняются в нашей памяти в деталях: интонация, жест, теплый взгляд мудрых глаз…
Но есть и другие детские воспоминания… Горько, когда читаешь студенческие эссе, обличающие то дурное, что встретилось в школе. Вот лишь некоторые из воспоминаний студентов:
«Школа пыталась научить меня любить тех, кто меня угнетал; заставить меня принять ценности большинства окружающих меня людей, принять за истину заготовленную модель поведения. Не научила быть самим собой» (Сергей Е.).
«К сожалению, в моей судьбе учителя сыграли негативную роль. С самого детства они говорили, что у меня нет таланта, что я умственно отсталый, что кончу жизнь под забором. А может и положительную, потому что именно назло им я выучил два иностранных языка и стал одним из лучших на параллели…» (Дмитрий П.).
Недавние школьники (три года назад закончившие обучение в школе), нынешние студенты с сожалением говорят в своих сочинениях о том, что учителя «не уделяли достаточного внимания их духовному воспитанию»; «не прививали чувство красоты»; «не воспитали усердие, терпение»; «не развили способность самостоятельно познавать, искать ответы на трудные вопросы жизни»; «не воспитали чувство справедливости (ибо ее не было в школе)»; «не научили нас не бояться совершать ошибки, творчески мыслить (напротив, научили все делать по шаблону, убивая в нас дух творчества)»; «не зародили веры в себя»; «не научили любить знания»; «грамотно отстаивать свою точку зрения, а не спорить»; «не научили быть самим собой».
Как призыв к саморазвитию и самосовершенствованию учительства прозвучали для меня слова Екатерины К., завершающие ее размышление о современной школе: «Учителя! Больше заинтересованности! Вовлечения! Учите детей, а не делайте видимость!»
Да, все есть в нынешних школах, гимназиях, лицеях – и компьютерные классы, и оборудованные физкультурные залы, и высококвалифицированные специалисты, знакомые с достижениями отечественной и зарубежной науки, владеющие новыми педагогическими технологиями. А вот сердца учительского, открытого детям, души, устремленной навстречу каждому ребенку, встретишь не часто.
Нам есть над чем задуматься, дорогие коллеги!
К сожалению, находясь на практике в лучших гимназиях и лицеях города, студенты так же редко, как и в своем школьном детстве, наблюдают истинную заинтересованность, гуманность и духовность учителей (о чем свидетельствуют их педагогические дневники и отчеты). На лекциях и семинарах по педагогике, где независимо от содержания занятия размышляешь со студентами о духовной миссии учителя, каждый раз приходится слышать от них слова критики: «Где они, эти гуманные учителя?»; «В школе нет ни любви, ни чести, ни совести. Все низко и продажно…».
Мои дорогие, юные коллеги! Больно осознавать, что учась в школе и находясь на педагогических практиках в лучших образовательных учреждениях (лицеях, гимназиях), Вы чаще встречаетесь с учителями, запутавшимися в своих педагогических недоразумениях.
Но есть учителя – убежище, радость для учеников. Это Души, дарящие Свет! Их ищите!
Вы спросите меня: «Что есть учитель – Душа, дарящая Свет?»
Опыт («сын ошибок трудных») и знания, полученные из мудрых источников, позволяют назвать Вам некоторые качества души и свойства духа Учителя, которого ищет сердце Ученика.
– Рядом с учителем Света тепло, безопасно, что порождает у ученика желание открыться ему, доверить самое сокровенное (чувства и мысли, мечты и планы).
– С иным ученик чувствует холод, будто попал в царство Снежной королевы, тревожно (иногда в его присутствии ученик начинает испытывать панику), что порождает желание убежать, спрятаться, закрыться (залезть в шкаф, под парту).
– Учитель Света находит в своей душе и дарит ученику каждый раз теплое слово, согретое сердцем, утверждающее истину; каждым своим словом он вносит ясность, понимание, освещая ему Путь.
– Иной способен извлекать только пустое, холодное, мутное, серое слово, идущее из тьмы души его; каждым своим словом он затуманивает сознание ученика, закрывая ему Путь.
– Рядом с Учителем Света время быстротечно, оно как водный бодрящий поток, каждая капля которого искрится на солнце. Для Учителя важно то, что происходит в этом потоке с ним и его учеником здесь и сейчас.
– Рядом с иным время вязко и тягуче, как зловонное болото. Иной живет прошлыми обидами на ученика, трясина которых затягивает и лишает ученика жизни.
– Учитель Света способен силой и красотой своего духа высветлить ученика во всех его силах, а не в одном уме, пронести всю природу его сквозь очистительный огонь.
– Иной отрицает силы ученика, толкает его в бездну пошлости и цинизма.
– Учитель Света порождает у ученика веру в себя, зажигает в нем огонь творчества, созидая с ним красоту и добро.
У такого учителя дети пишут стихи и молитвы, устремляясь к небесам, говорят с Богом:

«Всемогущий, вечный Боже,
благодарю Тебя за моих родителей и молюсь о них.
После Тебя о, Боже, я благодарен им.
Научи меня ценить их старания и
выражать им благодарность. Аминь». ( Саша К., 10 лет)

«Боже, дай сил моим родителям – сил души.
Направь их в нужное русло,
Одари их умом – душевным,
Устреми их идти дальше по своей дороге.
Вложи в уста больше добрых слов!» (Полина Б., 10 лет)

«Господи! Одари моих родителей лучшими дарами:
– вложи в них любовь, добро, счастье.
– направь их по одной дороге к вершине духа.
– устреми их на этот путь». (Миша В., 10 лет)

У Учителя Света ученики осознают красоту:
«Красота-это чудо, которое создал бог. Это не золото, не бриллианты. Это цветы, это люди, это города, это душа и сердце, твоя жизнь. Красота-это времена года. Красота не снаружи, а внутри тебя. Есть красивый человек снаружи, а внутри грязь, а есть горбатый, плохо одет, но зато внутри его добро. В настоящей красоте нет греха, зло в ней не царит». (Дарья Х., 10 лет)

«Красота спасет мир», – говорил Ф. Достоевский. «Осознание красоты спасет мир», – уточнил Н. Рерих. Это правда! Осознание человеком красоты природы спасет природу. Красота Любви спасет Человека. Красивая музыка (нежная, задумчивая, успокаивающая) может спасти характер человека. Внутренняя красота одного человека поможет другому стать добрее. Настоящая красота везде вокруг нас, она убеждает нас беречь жизнь». (Милана М., 10 лет)

У Учителя света ученики осознают главный закон Вселенной – закон Любви. И поэтому утверждают:

«Любовь это – вежливость сердца». Настя О., 6 лет.

«Любовь – это внутреннее состояние души и сердца. Жертвенность».  Антон К., 10 лет.

«Любовь – это стеснение, искренность, душа…». Даниил Б., 9 лет.

«Любовь – это то, что должно быть в каждом человеке, это сила нерушимая,  она не знает злости и обид, это все самое настоящее в человеке». Абдула А.,  10 лет.

«Любовь – это мораль мира». Заур Д., 11 лет.

– Напротив, иной гасит у ученика веру в себя, заливает мертвой водой критики ростки творчества. У иного переписывают, скачивают, учатся обманывать, превращаясь в воров чужого.
– День, прожитый с Учителем Света – солнечный день, в минуты течения которого ученику хочется петь, кружиться, подпрыгивать от радости, танцевать, исследовать мир, познавать себя в мире! Засыпая после такого дня, ученик видит цветные сны, словно Оле Лукойе развернул над ним свой цветной зонтик; он улыбается во сне, предчувствуя радостные заботы дня грядущего.
– День, прошедший с иным, – непогожий и дождливый день, в течение которого не раз на глаза ученика наворачиваются слезы обиды, пальцы его рук сжимаются в кулачки. Уснуть ученику после дня, проведенного с иным сложно. А уснув, ученик видит во сне ночные комары: грозящий кулак, постукивание указкой по парте, занесенную над его головой руку, желающую стукнуть по затылку. Наступающее тревожное, серое утро не несет ничего хорошего. И засыпать не хочется, и вставать опасно!
Все это происходит потому, что
– Учитель Света открыт звездному небу, видит в каждой песчинке, в каждом дуновении ветерка присутствие Бога. Учитель Света радуется радуге, как посланию небес.
– Иной закрыт, видит в каждом мгновении жизни лишь проблемы, суетится и чахнет над златом, которое неизбежно превратиться в гору черепков.
– Учитель Света преисполнен Любовью к истине, к ученику.
– Иной наполнен любовью к себе, к власти над учеником.
– Учитель Света ищет и находит энергию созидания, взбираясь вверх по радуге, сотканной из цветов Любви. Светится сделанными духовными открытиями Вселенной вокруг и внутри себя, осознанием своей божественной сути! Учитель Света ждет с радостью наступления рассвета каждого дня, чтобы нести своим ученикам искры знания.
– Иной ждет наступления сумерек, чтобы освободиться от надоевших за день учеников. Иной ищет энергию разрушения в осуждении, злотворчестве. Стремится расслабиться и успокоиться, обращаясь к духу пошлости, живущем в виртуальном мире затхлых сайтов.
– Учитель Света отвечает за каждого своего ученика перед Небесами.
– Иной несет ответственность перед контролирующими органами, цепляясь за власть над душами своих учеников.
– Для учителя Света радость – в раскрытии ученику пути красоты Духа.
– Для иного радость – в толстом портфолио, демонстрирующем величину его самости.
– Свет Духа первого – не имеет границ. Он доходит до нас из глубины веков. Таков Свет Духа Конфуция, Сократа, Платона, Квинтилиана, Песталоцци…
– Иной лишил себя этого Дара!

Какой учитель победит в борьбе за обновление и оздоровление образования? Тот, которого мы поддерживаем, воспитанию которого мы уделим свое духовное внимание!


Примечание: В докладе приведены размышления учеников начальной школы МОУ лицея № 9 им. заслуженного учителя школы РФ А.Н. Неверова г.Волгограда.
Учитель – Ольга Викторовна Басюк.

Last Updated on Monday, 16 February 2015 14:52