Чтения прошли в удивительно теплой и доброй атмосфере. Начальник отдела образования МУ Управления образования ИКМО Казани по Ново-Савиновскому району Тамара Трофимовна Фёдорова сердечно поздравила присутствующих и сказала, что идеи гуманной педагогики находят с каждым годом все больший отклик у педагогов Татарстана. Приветственное слово президента Международного Центра гуманной педагогики, академика РАО Шалвы Александровича Амонашвили участникам чтений зачитала руководитель Татарстанского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Центр Гуманной Педагогики» Ирина Ивановна Зайцева: «Думаю, вы с особым усердием будете углубляться в основное понятие "Манифеста" – в понятие ДУХОВНОГО ГУМАНИЗМА. Это принесет вам обновление педагогического сознания и даст импульс вашему восходящему творчеству. Думаю также, что вы не упустите идею о самосовершенствовании и всячески будете стараться овладеть творящим терпением и верою в безграничность каждого ребенка». – Эти слова Шалвы Александровича стали ключевыми в работе педагогических чтений.
Светлой памяти В. Г. Ниорадзе был посвящен документальный фильм «Пространство Валерии Гивиевны Ниорадзе». С экрана Валерия Гивиевна говорила о качествах учителя гуманной педагогики, без которых не состоится процесс самосовершенствования. Сама её жизнь – это пример постоянного самосовершенствования. Под звуки Прелюдии и Аллеманды из Сюиты для виолончели соло Иоганна Себастьяна Баха (в переложении для альта) в исполнении ученицы 10 класса Средней специальной школы (колледжа) при Казанской государственной консерватории им. Н.Г. Жиганова Елены Шиповой присутствующие почтили память Рыцаря Гуманной Педагогики.
Основные положения Манифеста, вопросы, которые требуют размышления, были представлены в докладе «Манифест гуманной педагогики – путь в будущее» Ирины Ивановны Зайцевой. Каждый из педагогов-гуманистов есть «творец своего субъективного образовательного поля, в которое вовлекает детей или отдельного Ребёнка, – говорится в Манифесте. – Сила и качество влияния этого поля зависит от личности педагога и его культуры: характера, нравов, чувств, мыслей, знаний, устремлений, мировоззрения. Следовательно, фундаментальная основа гуманной педагогики – самосовершенствование».
Особый интерес гостей вызвали мастер-классы учителей школы № 43 Марии Юрьевны Казанцевой и Людмилы Викторовны Елхиной «Жизнь есть великое творчество», Гюльнары Ингильевны Шаряфетдиновой «Человек как звезда рождается, чтобы светлее стала Вселенная», Галины Владимировны Ждановой «Потому что я – Человек». Незабываемые впечатления в сердцах слушателей оставило выступление детей в литературно-музыкальной композиции «Дети Света» под руководством студентки 4 курса Театрального института Казанского государственного университета культуры и искусства Марины Куразовой.
    «Эти дети – вестники новой эры, маленькие философы, душа которых болит за наш огромный мир и за каждого из нас в частности. Они не всегда находят должного понимания среди взрослых, но продолжают, несмотря ни на что, нести свет и доброту, наполняющую их пылающие сердца».
 Мастер-класс «Человек как звезда рождается, чтобы светлее стала вселенная» провела учитель истории Г.И. Шаряфетдинова. Ведущая идея: «Мир, в котором живет человек, зависит прежде всего от того, как его данный человек понимает» (А. Шопенгауэр). В основе мастер-класса-размышления учителя и учеников 5 класса над Заповедями из Евангелия.
Какие уроки жизни нужно пройти любому человеку, чтобы стать добрыми, справедливыми, любящими, счастливыми? Какими качествами овладеть? – вопросы, на которые искали ответы не только дети, но и гости мастер-класса, и сам учитель. В своих свитках (домашнее задание), озаглавленных «Что хочет твое сердце?», ребята написали глубоко проникновенные пожелания людям Земли: «Пусть все люди будут добрыми и радостными», «Пусть все люди будут счастливыми», «Пусть  везде будет только доброта и не будет зла», «Пусть каждый человек любит жизнь!», «Моё сердце хочет любви ко всем!» Совместный поиск смысла жизни учителя и его учеников стал настоящей «песней сердец», устремляющей к новым духовным высотам.
О чём говорить с восьмиклассниками? Что их волнует? Какие мысли живут в их сердцах? Чем я могу помочь подросткам? Как научить подростков делать правильный выбор в жизни? – эти и многие другие вопросы волнуют учителей, не равнодушных к судьбам будущих поколений.
    Мастер-класс «Мы не можем выбирать прошлое, но будущее – это наш выбор» провела с восьмиклассниками Казанцева Мария Юрьевна, учитель информатики, ИЗО, музыки и искусства. Ведущая идея: «Подготовка к воспитанию детей должна начинаться задолго до того, как молодые люди станут родителями» (В.А. Сухомлинский).
Дома подростки составляли словесные портреты идеальных родителей, детей и семьи. Сначала дети стеснялись гостей в классе, тихо читали свои записи. Но чем больше ребята обсуждали волнующие их проблемы, тем активнее они становились, желая высказать свое мнение, ища глазами эмоционального контакта. Поиски истины привели подростов к важным выводам: «Родителей нужно слушаться, они плохого не посоветуют», «Дети должны учиться для того, чтобы самим в будущем создать счастливую семью и давать советы своим детям, чтобы они выросли хорошими людьми», а в идеальной семье «родители должны, прежде всего, любить друг друга и своих детей», «все члены семьи должны заботиться друг о друге, помогать и принимать своих близких такими, как они есть, с их достоинствами и недостатками».
Заполненные «конспекты» дети забрали домой, чтобы еще раз всё продумать и прочувствовать, сделать свой жизненный выбор. «Верю, –говорит Мария Юрьевна, – что наше общение с подростками настроило ребят на мечты о вдохновляющем будущем, которое они строят уже сейчас».
 Среди учебных предметов у учащихся начальной школы № 43 Ново-Савиновского района Казани имеется курс письменно-речевой деятельности, построенный на принципах Гуманной Педагогики. Его автором является доктор философских наук, профессор МГПУ В. Г. Ниорадзе. Занятия четвертый год проводит учитель русского языка и литературы Г.В. Жданова.
Ведущая идея мастер-класса «Потому что я – человек» в 3 классе: «Человеком ты родился, но Человеком должен стать» (В.А.Сухомлинский).
«Мудрецы» 3 класса искали ответы на извечные вопросы: «Кто может называться человеком?», «Достаточно ли только родиться человеком?», «Как стать Человеком?» Очень хорошим дополнением к уроку послужило размышление над притчами и мудрыми высказываниями, а также выступления детей с домашними заданиями на тему: «Каким Человеком я хочу стать и что для этого буду делать?»
Приятной неожиданностью для участников педагогических чтений явилась экскурсия по выставке репродукций Николая Константиновича Рериха, открытой в школе № 43 специально к чтениям, проведенная руководителем Татарстанского рериховского культурного объединения Борисом Германовичем Зайцевым.
На круглом столе участники Педагогических Чтений высказали свое мнение и поблагодарили организаторов за теплый прием на педагогических чтениях и прекрасную встречу, общение, плодотворную работу, приобщение к прекрасному. Многие учителя поделились своим опытом работы, созвучным идеям Гуманной Педагогики. Одним из них была почетный учитель с 68-летним стажем Людмила Фёдоровна Минеева, которая остается неизменным руководителем музея имени В.А.Сухомлинского. Она рассказала о своей встрече с В.А. Сухомлинским в Москве и о следовании идеям великого педагога в своей учительской практике.
И.И. Зайцевой было предложено организовать лабораторию гуманной педагогики на базе школы № 43 и объединить усилия по организации и проведения семинара Ш.А. Амонашвили «Основы гуманно-личностного подхода к детям в образовательном пространстве», которые пройдут с 4 по 8 февраля 2013 г. в Казани.
 Напоследок прозвучали слова директора школы №43 Г.А.Фатхутдиновой: «Эти Чтения для каждого из нас – новая, радостная, наполненная светом страничка жизни. Этот день помог стать нам лучше, более светлыми, чуткими. Встреча учителей, вдохновленных идеями Гуманной Педагогики, наполнила нас творящей энергией добра, света, любви; новыми идеями, желанием сделать как можно больше на ниве воспитания новых поколений».

 

Жизнь есть великое творчество

Мария Юрьевна Казанцева,
 учитель информатики, ИЗО,
музыки и искусства, Казань

В ходе подготовки к уроку мы, учителя, встречая друг друга в школьном коридоре, после «Здравствуйте!» говорили: «А вы знаете, что…». Каждый день узнавали для себя что-то новое. Поэтому и на уроке очень хотелось всё узнанное поведать детям.
 Часть информации я обсудила с учениками на уроке искусства в ходе изучения темы «Предсказания в искусстве», где мы познакомились с квадратом Пифагора. А на самом мастер-классе каждый привнёс свое: истории о жизни Пифагора, его способностях, знаниях, ораторском искусстве, о его школе, пословицах, которые учитель придумал для своих аксуматиков (слушателей), интересных условиях приёма и обучения в пифагорейской школе,  пентаграмме – символе пифагорейцев, научились её строить, узнали её свойства, а в конце занятия каждый ввёл свои данные: дату рождения, чтобы познакомиться с учением пифагорейцев предсказывать личные задатки человека с помощью чисел.  Это было неожиданным для детей: как люди, живущие более 2000 лет тому назад, смогли рассчитать и изучить свойства чисел дат рождения человека. Все  дети, да и многие наши гости, высчитали свой «квадрат» и согласились с тем, что в нумерологии есть доля правды. И всё зависит только от человека, воспользуется ли он полученными знаниями в свою пользу или нет, как построит свою жизнь, какие способности и природные задатки будет развивать в течение жизни.
Мастер-класс был задуман так, чтобы все могли принимать активное участие в обсуждении свойств построения геометрических фигур. На этом занятии мы попробовали соединить вместе историю жизни и открытий известного математика, бардовскую песню «Давайте восклицать», которая, практически сразу, задала тон занятию, историю о том, как пифагорейцы начинали свой день: «Прежде чем встать от сладостных снов, навеваемых ночью, думой раскинь, какие дела тебе день приготовил». Удивили всех правила, сформулированные как пословицы: «бык на языке» - умей молчать, «через весы не шагай»  - старайся принимать справедливые решения в спорах, «огня ножом не вороши» - не говори гневных и обидных слов другим людям, «не ешь сердца» - не подтачивай душу страстями или горем и др.; свойства известных геометрических фигур (квадрат, правильный треугольник, правильный шестиугольник) и их построение с помощью циркуля и линейки – всё это было на самом деле интересно вспомнить нашим гостям, а помогали это сделать ученики. Во время занятия было видно, что тема интересна всем присутствующим, не наблюдалось «стены» между гостями, детьми и нами, учителями, что очень нас порадовало. А итоговую песню «Желаю» подпевали уже все присутствующие.
 На примере Пифагора дети познакомились с тем, какие цели люди ставили себе еще 2000 лет тому назад, как самосовершенствовались, чего достигли при жизни. Каждый живущий на Земле понимает слово «жизнь» по-разному, но с тем, что жизнь – это великое творчество, нельзя не согласиться! И всё зависит только от самого человека: чем себя наполнит, как себя сотворит, к чему будет стремиться. Прошлое мы уже не в силах изменить, но будущее – это наш выбор!

 


Powered by Joomla!. Designed by: free joomla themes 1.5 dedicated server hosting Valid XHTML and CSS.