Неделю ранее, когда с заместителем министра, руководителями муниципальных органов управления образования, учителями обсуждали поездку, все сходились во мнении, что на Чтения должны выехать самые достойные и обязательно следующие Чтения должны состояться у нас, в городе Грозный.

 

         Задача ответственная, ее решение обязывает нас сконцентрировать все лучшее в нас, в нашем народе на очень высоком профессиональном уровне… 

 

         Это позже… .

 

          А пока мы выезжаем из Грозного в Тбилиси. Наш маршрут лежит через Республику Ингушетия, Республику Северная Осетия – Алания по Военно – грузинской дороге. Это главная артерия, соединяющая Северный Кавказ и Закавказье. Богатое историческое наследие, незабываемые пейзажи и удивительные природные контрасты этого края никого не оставят равнодушным.

 

         Едем в ожидании интересных встреч, душевного подъема, новых идей и мыслей… .

 

        

 

         Наша машина несется по равнинам, через города, села, реки и по горным дорогам. Взгляд фиксирует все: первые весенние цветы, цветущую вербу, бегущие облака, ветер, который свистит за окном автомашины. Совершенно не раздражают заторы на постах, таможне.

 

         Дорога поднимается высоко в горы, серпантином спускается вниз. А вокруг снежные горы, вершины которых затуманены облаками.        

 

         Боже, как захватывает дух этот изумительный вид! Величие и красота родных Кавказских гор завораживает, ты, широко раскрыв глаза, начинаешь понимать всю их громадность, чувствовать бесконечность красоты и быстро - быстро хлопаешь глазами, будто это сон.

 

         Как пленительно красивы горы Кавказа, особенно на заре, кода далекие льдины утесов сияют в лучах восходящего солнца, сообщая путнику о приходе утра. Прекрасна природа Кавказа и днем, и в темную, полную таинств и волшебных превращений ночь. Царица луна стремительно всплывает из - за гор. Ты становишься свидетелем действа, режиссерами которого являются неведомые человеку силы.

 

         Перед лицом природных стихий, любуясь грядой величавых гор, украшенных ледяным покрывалом, ты думаешь не о суете жизни, мелочных каждодневных заботах и переживаниях – в мыслях ты обращаешься к самому сокровенному в природе и мире. Кто однажды побывал здесь, где выше гор только горы, и  человек ближе всего к небу, где можно дотянуться рукой до заблудившихся облаков, где можно увидеть, как небо становится ниже земли, тот не может не стать чист сердцем и светел мыслями!

 

         Веселый смех, задушевная беседа о жизни и незыблимых ценностях жизни – от атмосферы царящей в автомашине на сердце становится тепло и спокойно. Спокойно и тепло от того, что не ошиблась и на этот раз – учителя в группе светлые, «теплые», ученики, готовые учиться. Мысленно благодарю Всевышнего за такой подарок. Спасибо и вам, мои дорогие учителя!

 

        Мы приехали в Тбилиси ближе к вечеру. Хоть и дорога и была трудной (особенно подъем и спуск по серпантину) но все равно всем хотелось говорить и говорить… .

 

       Мысленно приветствую древнюю землю Грузии и чудесный город Тбилиси. Здесь вовсю чувствуется дыхание весны.

 

       Последний луч солнца, догорающий на серебристых вершинах гор, закрывает своей величавой мощью Эльбрус. Постепенно затихает природа. Затихаем и мы – усталые, но очень счастливые.

 

         Такое событие в Грузии впервые. И потому очень хочется, чтобы все получилось искренне и красиво, от сердца к сердцу, торжественно и просто.

 

         Здравствуй, Грузия! Здравствуй, Тбилиси! Безгранично рада новой встрече с тобой.

 

         "Хвала, Тебе, Всевышний, что позволил нам доехать нам до этой древней земли в добром здравии. Хвала Тебе, Всевышний, что позволил этому событию состояться здесь, на родине нашего Учителя. Прошу Тебя, Милостивый и Милосердный, ниспошли нам Иман, сделай наши мысли светлыми, дела полезными, улыбки и слова искренними, взгляды и голоса добрыми, сердца открытыми. Всемогущий, уповаю на Твою милость и благословение нам и всем людям Земли", - с этой молитвой я погружаюсь в сон… .

  

                                                                          21. 03. 2014г.

                                                                          г.Тбилиси

 

Утро. Пасмурно и немного ветрено. Но настроение чудесное. Ощущение полета нас не покидает.

 

Вся наша делегация собралась в холле гостиницы под названием «Круиз». Все торжественно - нарядные, лица светлые, глаза сверкают. Радостно от такого душевного подъема. Я знаю – их надежды не будут обмануты.

 

Через 20 минут мы у главного входа Тбилисского государственного университета. В стенах этого старинного здания происходило много разных событий, но такое, как Международные Педагогические Чтения по Гуманной Педагогике, впервые.

 

Первый день Чтений… . В этот день отмечают еще очень важные культурные события: для мусульман - весенний праздник  равноденствия — Навруз и для всех просвещенных людей - День поэзии.

 

Горы…, Тбилиси…, весенний ветер, светлые лица приветливых людей… . Вся эта неиссякаемая красота оставит в душе каждого неизгладимые впечатления по удивительному по красоте краю. Величественная изящность гор завораживает и ошеломляет вновь и вновь. Они словно защищают своих горцев могуществом и силой мудрости.В них я вижу все поколения горцев, начиная с родоначальников создания первобытного общества. Почему - то  кажется, что горы можно сравнить еще  с отцовскими плечами – мощными и внушающими душевное равновесие и спокойствие.

 

Ранней весной здесь  можно насладиться волшебной, манящей своей красотой, природой. Горы прекрасны в любое время года. Особенно я люблю смотреть, как меняются лица людей, впервые близко увидевших горы. Это абсолютное торжество природы над человеком. Думается, каждая гора, река или озеро являются частью красивых легенд о любви, смерти и предательстве. В это легко поверить: эти горы просто не могли  возникнуть иначе.

 

Мне вспоминается легенда, которую рассказывали наши бабушки.  Девушка по имени Машук полюбила парня Бештау. Однако отец ее, Эльбрус, согласия на брак не дал. Убежали Машук и Бештау. Разгневался суровый Эльбрус, догнал их и разрубил бедного юношу на пять частей и сам погиб.

 

Умирающий юноша дал ответный удар и разрубил его надвое. От горя Машук окаменела. Так появились горы. Темнеют пять вершин Бештау, сияет вечными снегами Эльбрус и все еще льет слезы, оплакивая потерю своего отца и любимого Машук, вот откуда возникли, говорят,  источники с минеральной водой... .

 

Вот так вот… . Грустно…, сложная легенда…, но разве истинная любовь и радость бывают  простыми?

 

Сегодня начинает работу этот актуальный по времени, глубинный по содержанию, масштабный по участию образовательный форум - Международные Педагогические Чтения по Гуманной Педагогике, темой которого на этот раз стал разговор об Учителе, его чести, долге, достоинстве, духовно-нравственном совершенстве и педагогическом искусстве. В Чтениях приняли участие более 700 педагогов.  Это учителя, преподаватели учреждений высшего и среднего  профессионального педагогического образования, ректора ВУЗов, руководители органов управления образования разных регионов России, стран ближнего и дальнего зарубежья: Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Туркменистана, Латвии, Эстонии, Литвы, Украины, Финляндии, Болгарии и т.д.       

 

Уровень представительства и география участников свидетельствовали о  широких просторах идей Гуманной Педагогики и, что особенно важно, силе этого духовного единства, способного в наше непростое время одухотворить и облагородить, объединить и сплотить верой в торжество Добра и Света педагогическое сообщество.

 

Но более всего сердце переполняло широкая радость за нашего УЧИТЕЛЯ, который может гордиться своим детищем – Педагогикой Сердца, которая вернулась на свою историческую родину мощной, цветущей, полноводной и международной.

 

Программа Чтений очень насыщена. Ее структура содержит идеи объединения, взаимопонимания и сотворчества: проводятся общие встречи, творческие лаборатории; общие встречи чередуются с мастер-классами, свободным обменом мнениями.

 

Звучит гимн Грузии в исполнении маленьких артистов, и мы переносимся  в волшебную страну, которая называется  Гуманная  Педагогика.

 

Впечатляющими были выступления ректора Тбилисского Государственного Университета им. И. Джавахишвили (на базе которого и проходили Чтения) В. Папавы,  В.В. Рябова, президента  ГОУ ВПО МГПУ, профессора, доктора исторических наук, член-корреспондента РАО, заместителя министра образования г. Москвы, министра образования Латвии, мэра  города Запорожье и других.

 

 В завершение первой встречи член правления Всеукраинской  культурно-образовательной ассоциации Гуманной Педагогики Виктория Фёдоровна Бак представила альтернативу профессиональному стандарту учителя «Кодекс  чести и служения учителя». Была создана редакционная группа по доработке Кодекса.

 

Как всегда, следуя доброй традиции, участникам Чтений неотразимая  Марианна Озолиня подарила свою возвышенную поэзию:

 

О мужестве Учителя песню Вам пою,
        За истину, за знание он день за днём в бою.
        Сквозь тернии невежества он ищет к звёздам путь,
        Возводит по ступеням, с которых не свернуть…
        О солнечном Учителе песню Вам пою,
         Творит он вдохновенную миссию свою!

 

Далее по программе состоялись мастер-классы.

 

Первый мастер-класс провел коллектив образовательного центра «Бобек». Вице-министр образования и науки Республики Казахстан М.А. Абенов представил авторов проекта «Самопознание».  Надо отметить тот факт, что по решению Правительства во всех школах Республики  введён образовательный курс «Самопознание». Под руководством С.А. Назарбаевой учёные разработали целостную систему развития личностного потенциала учащихся.

 

С душевным трепетом и восторгом присутствующие восприняли мастер-класс  Шалвы Александровича  Амонашвили, который был посвящён теме: «Каждый для меня Учитель».

 

В тишине полного зала тихо и уверенно, поддерживаемый внутренней силой Веры, звучит голос Учителя:

 

«Я ждал этого дня долгих 20 лет. Наконец это случилось. Мы находимся на родине зарождения Педагогики Сердца...».

 

При этом лицо Учителя светилось особенным светом, глаза увлажнились. Оно и понятно. Ведь возвращение на родину твоего детища, которое стало могучим деревом, приносящим изумительные плоды человечности, доброты, понимания и благородства, душа истончается, пронзительно - светлая радость наполняет все, до последней клетки твоего существа. Мысли устремляются к тем, кто на Земле уже не разделит с тобой эту радость. Волшебные образы матери, отца, верной спутницы жизни и любимого учителя незримо рядом, они как – будто шепчут, что это – момент Истины, возвращение к Истокам, чтобы ручеек - речка - река Педагогики Сердца стала мощнее и полноводнее. Здесь, откуда все начиналось, сердце питает новые силы, идеи и мысли. И Учитель чувствует себя Учеником. Как быть вечным учеником? Можно ли? Воспринимать всех и всё, с кем и с чем встречаешься в жизни, как своих учителей. Учителя УЧИТЕЛЯ – дети, коллеги, классики педагогики. Жизнь Учителя - школа непрерывающегося ученичества! Он учится у древней восточной мудрости: «Никто тебе не друг, никло тебе не враг, каждый для тебя учитель». Эти Мысли об ученичестве продолжает его ученик, ставший тоже учителем.  В книге своего ученика – учителя «В поисках учителя» Учитель находит такие строки: «Каждое утро ты молил Господа послать тебе Учителя,  и каждое утро твоя просьба выполнялась, но ты был слеп. Солнце учило видеть красоту. Ты не восхитился.  Горный Орёл учил парить в безмолвии сознания. Ты не взлетел. Дикая коза учила мужеству прыгать через неизведанное. Ты не осмелился. Чтоб учителя распознать, Учеником надо было стать».

 

Поистине, счастье учителя в его учениках… .

 

Вторую общую встречу открыли приветствия ректора МГПУ, профессор И. М. Реморенко (Москва, Россия) и автора книги «Физика языком сердца» И. Стульпинене (Клайпеда, Литва).

 

С интересом слушали «Психологический портрет учителя через призму теории установки» Д. Ш. Надирашвили, доктора психологических наук, профессора, декана факультета психологии Университета имени Св. Апостола Андрея Первозванного Патриархата Грузии.

 

Мысли опять уносят меня  вдаль.

 

 … В суете наших дней жизни, в ожидании какого - то призрачного завтрашнего, кажущего прекрасного, мы не замечаем сегодняшнего, ценного и неповторимого, то, что рядом.

 

Сегодняшний день, каким бы он ни был, никогда не повторится. Разве не жаль его? Да, хотя и осознаем, что ни одну секунду этого дня мы не сможем вернуть. Но человек живет в мечтах о призрачном и далеком, не придавая значение тому, что его сейчас окружает. Стоит поразмышлять о том, что в смене природных явлений и сезонах есть удивительная схожесть, такая же и в человеческой жизни.

 

Вспомните, как маленький весенний росток пробивается к свету, небу, солнцу. Он такой трогательный и беззащитный, смотрит удивленно на огромный мир. Росток нежится под солнцем, умывается дождевой водой, питается соками земли родимой. Растет он с каждым днем, и все его нежные листья становятся темно – зелеными. Стан его покрывается толстой корой, а крепкие ветви решительно прорастают вверх. Это уже не маленький росток, а могучее дерево, которое дает тень путнику, шумит при сильном ветре, дает кров птицам и зверькам. Гнется, но не ломается, даже от сильного урагана. Налившись соками солнечной энергии, дерево дает плоды, а рядом прорастают новые ростки будущих деревьев.

 

Приходит сезон дождей и холодов. Листья дерева желтеют, становятся суше и, оторвавшись от веток, падают на землю. Снег осыпает дерево, густо ложась и укрывая ветви от сильных морозов. Дерево смирно засыпает, не в силах побороть этот сон забвения… .

 

         Но, будет новая весна, новая жизнь, и нежные светло – салатовые листочки пробудятся ото сна… .

 

         Нас может и не быть в этой новой весне, но останутся наши слова и дела. И, если мы, наши слова и дела были светлыми и убедительными, они прорастут, сначала, как росток, потом, как могучее дерево.Крона этого дерева будет приносить прохладу и успокоение путнику, плоды будут  питать жизнь, а Свет Души волшебным светом озарять все вокруг… .

 

         Только загляни в свою Душу, опустись в ее глубину, как это делает замечательный человек, истинный рыцарь слова и автор этих строк:

 

         

Светит Душа

 

         Я опускаюсь в глубь своей души,

 

         Сквозь заросли проросшего сознанья.

 

         Желаний непомерные мечты,

 

         Всполохами терзают ожиданья.

 

                  Несусь кометой чрез галактики простор,

 

                  Историю небес воспоминая.

 

                  И тщетность моих дум дневных позор,     

 

                  Как давность грез воспринимая.                    

 

                            Светится ярким символом небес,

 

                            Любовь божественным покоем.

 

                            И опадают страсти в благовест,

 

                            Как лист отживший, сорванный грозою.

 

                                     И растворяется сомнений оберег,

 

                                     В чистейшем все означенном Начале.

 

                                     О как наивен времени побег

 

                                     От сущности божественной печали.

 

                                               Я растворяюсь в благости Добра,

 

                                               Дарящего вселенское блаженство.

 

                                               И возгораюсь знаками огня,

 

                                               Всё принимая радостью младенца.

 

                                                        О нет, друзья, я не сошел с ума,

 

                                                        Мечтая стать хоть чуточку честнее.

 

                                                        Над совестью моей светит Душа

 

                                                        И молит, за меня, чтоб стал добрее.

 

                                                                                     (В.Никитин)

  

                                                               22. 04. 2014 г.

 

Утро второго дня Чтений.

 

         Мы приехали в Тбилисский государственный университет. Здесь вся семья Амонашвили. Все они вместе, как и положено дружной семье, принимали гостей.  Без суеты и надрыва, в лучших традициях кавказского гостеприимства, шедро разбавленного грузинским национальным колоритом.

 

         Радовали светлые лица детей, учителей и гостей.  Искренность, сердечность и широкая радость этого дружного коллектива взрослых и детей вызывали восхищение. Мысли неслись, опережая друг друга, на сердце становилось спокойно и умиротворенно за них, за людей, народ, республику, страну, мир.

 

         Все, что я видела и слышала здесь, слилось в одно краткое, но глубинное и объемное слово Мудрость, как глубокое понимание и практическое мастерство в главных жизненных, особенно в нравственно – духовных вопросах, ибо это - Мысли от Сердца к Сердцу  из Чаши Мудрости  народной и педагогической испитые… .

 

 Во второй день проходила работа 7 творческих лабораторий и представление почитаемых и заслуженных персон Гуманной Педагогики.

 

         Творческую лабораторию №1 по теме: «Учительство есть одна из высших степеней государства» ведут Т. Яунземис, руководитель образования Смилтенского края (Латвия) и С. Ю. Городович, директор негосударственной школы «Наш дом» г. Благовещенска.  Ведущая идея лаборатории – слова Николая Рериха: «Позаботимся,  чтобы учитель был самым ценным лицом среди установлений страны. Приходит время, когда дух должен быть образован и образован истинным познанием».

 

Лаборатория №2 по теме «Преображение учителя» ведут вице-президент Всероссийского Центра Гуманной Педагогики, доктор филологических наук, профессор Е. Н. Чернозёмова (Москва) и В. Ф. Бак (Украина). Ведущая идея:  неустанная работа над собой, знания и любовь должны быть обязательно в союзе по завету С.Я. Маршака: «Пусть будет добрым ум у вас, а сердце умным будет».

 

Лабораторию №3 по теме «Чаша педагогической мудрости», посвященную памяти Валерии Гивиевны Ниорадзе, супруги и соратницы Ш.А.Амонашвили, ведут М. И. Шишова, вице-президент Всероссийского Центра Гуманной Педагогики, директор ГОУ "СОШ №200" (Москва) и М. Н. Абрамова, учитель ГОУ "СОШ №200" (Москва), ответственный секретарь Международного Центра Гуманной Педагогики. Ведущие идеи отражены в Манифесте Гуманной Педагогики: «В ребёнке изначально посеяны семена его будущей личности»; «Дети не готовятся к жизни, они уже живут»; «Без духовной близости воспитание не состоится».

 

            Лабораторией №4 «Учитель среди учеников» руководят  И. А. Киршин, руководитель Калининградского отделения Всероссийского Центра Гуманной Педагогики, и З. Л. Цуцкиридзе, доктор педагогических наук, профессор, член правления Республиканского центра Гуманной Педагогики Грузии. Ведущая идея – «Учитель входит в жизнь, но не являет обывательства… . В случае необходимости разит, но не ранит…Оценивает побуждения, но не являет слабости. Бережно заботится, но не утруждает. Не страшится, но не безумствует» (Живая этика).

 

Лаборатория №5 на тему «Духовный мир учителя». Ведут И. Погребняка, президент Ассоциации Гуманной Педагогики Латвии, и И. В. Дмитриева, педагог Донецкого Центра семьи и молодёжи. Ведущая идея – «Чтобы стать творцами гуманного образовательного мира, чтобы наше субъективное образовательное поле  было радостным для наших воспитанников, нам нужно…облагораживать свой характер, утончать свои отношения к детям и окружающим, взращивать в себе творящее терпение…» (Из Манифеста Гуманной Педагогики).

 

Лабораторией №6 «Родители – первые учителя» руководят К. Ш. Мансурова, руководитель Международного движения «Родительская забота» (Москва)  и И. В. Алексеенко, член правления культурно-просветительского центра «Гармония» (Литва). Ведущая идея – «Родительский дом - самое священное место в духовном мире каждого взрослого человека. Это уголок памяти, зовущий человека в детство».

 

Лабораторию №7 «Школу реформирует учитель» ведут Х. З. Султанова, Заслуженный учитель Чеченской Республики, президент Чеченского республиканского Центра Гуманной Педагогики и М. С. Гвилава, учитель Тбилисской экспериментальной школы №1. Ведущая идея – «…от нашего выбора зависит - станет образовательный мир гуманным или останется авторитарным. Каждый из нас является творцом  субъективного образовательного поля вокруг себя. Поле это без нашей личности  не существует, оно такое, какие есть мы сами, наши убеждения и устремления, наш личный склад характера и нрава».  

 

Размышления у входа в Тбилисский университет. Спросите..., а  я не смогу ответить, почему именно здесь посетили эти мысли. Наверное, это старинное здание… . Может быть… . Место достойное для светлых мыслей… .

 

Деятельность учителя - это искусство, труд,  не менее творческий, чем труд музыканта или художника, писателя или композитора, но более долгий по результату, тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, не через литературное произведение, как писатель,  а впрямую, глаза в глаза, от сердца к сердцу (хотя и не всегда). Он воспитывает личностью своей, своей любовью и добротой, своим терпением и выдержкой, своими знаниями и умениями, своим отношением к миру. Однако, учитель в гораздо более высокой степени, без права на фальшь и ошибку, чем артист или любой другой, должен воздействовать на свою аудиторию, содействовать формированию мировоззрения своих подопечных, дать им научную картину мира, пробудить чувство прекрасного, чувство порядочности и справедливости, сделать грамотными и заставить поверить в себя, в свои слова и силы. При этом в отличие от актёра, он вынужден работать в режиме обратной связи: ему постоянно задают разнообразные вопросы, в том числе и нелицеприятные, коварные, и все они требуют исчерпывающих и убедительных ответов. Настоящий учитель, Учитель с большой буквы - это личность, рождающая, формирующая другие личности. Это не только профессия, суть которой передавать знания, но и высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. Поэтому он должен обладать совокупностью социально и профессионально обусловленных качеств: высокая гражданская ответственность и социальная активность; любовь к детям, потребность и способность отдать им своё сердце; духовная культура, желание и умение работать вместе с другими; готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений; потребность в постоянном самообразовании… .

 

Да, … в глубине университетского двора виден храм. Чудесное соседство двух храмов: Храма души и Храма науки… . Это не случайно … . Предопределение свыше… .

 

Как особо уважаемые и заслуженные персоны были представлены: Клим Тагиетдинович Султанов, президент Дагестанского Республиканского Центра Гуманной Педагогики; Мансурова Клара Шарафовна, руководитель Международного общественного движения «Родительская забота»;  Натела Александровна Амонашвили, доктор педагогических наук, оставившая в 1964 году работу в НИИ педагогики  и вместе с братом Ш.А.Амонашвили  впервые в Грузии в школе №57 Тбилиси открыла экспериментальный первый класс. Её представление шло под знаком: "50! 500! 5000! – 50 лет педагогического стажа, 500 детей обучила, дала 5000 уроков!"  и Марина Андреевна Баранюк – руководитель Эстонского Ласнамяэского детского центра.

 

Всевышний милостив ко мне: на моем жизненном пути  больше хороших и искренних людей, чем других. Потому не могу не сказать несколько слов о каждом из дорогих моему сердцу людей.

 

 Клим Тагиетдинович Султанов… . Философ и мыслитель. Удивительно проницательный и тонкий психолог. Добрый учитель. Мудрый руководитель. Истинный сын своего народа. Настоящий патриот своей Родины. Любящий отец. Нежный брат. Верный друг. Личность высокого уровня культуры, широкий эрудиции, кругозора. Его отличительная особенность – выдержка и самообладание, убедительность и ответственность. Он - образец для подражания, ориентир для роста и эталон для сравнения. Горжусь, что могу назвать его братом, другом и учителем.

 

Клара Шарафовна Мансурова… . Добрая, мудрая, чуткая, ответственная, прекрасно  владеющая искусством общения с детьми и взрослыми, отличающаяся от других простотой, естественностью и остроиумием. Человек большого, открытого и отзывчивого сердца, про которого говорят: сплав высокой личной культуры, глубоких знаний и обширного кругозора. Я ее очень люблю, сестру, подругу и просто душевного человека.

 

Натела Александровна Амонашвили… . Очень теплый и душевный человек. Человечность, доброта, терпеливость, порядочность, честность, ответственность,  справедливость, объективность, уважение к людям, высокая нравственность, эмоциональная уравновешенность, самокритичность, дружелюбие, сдержанность, достоинство, патриотизм, религиозность, принципиальность, отзывчивость, эмоциональная культура – это все о ней – о матери, жене, сестре, человеке по совести и учителе по призванию. Счастлива, что имею возможность прикоснуться к делу, которому она отдала всю свою жизнь. Очень ее люблю, глубоко уважаю и горжусь, что живу в одно с ней время.

 

Марина Андреевна Баранюк… .  Душевная чуткость в характере – это своеобразный барометр, позволяющий ей чувствовать состояние учащихся, их настроение, вовремя приходить на помощь тем, кто в ней больше всего нуждается. Ее естественное состояние - беспокойство за настоящее и будущее своих питомцев, так как взяла на себя личную ответственность за судьбу каждого из них. Справедливая к людям и требовательная к себе, тонко понимающая чувство меры в общении с воспитанниками, она притягивает к себе окружающих, ибо являет собой эталон высококультурного педагога.  Она – это трудолюбие, честное и серьезное отношение к своим обязанностям, постоянная работа над собой и знание того, как принято и как следует себя вести. Горжусь ею и восхищаюсь.

 

  На третьей общей встрече собравшиеся с интересом слушали доклад В. П. Беха, доктора философских наук, проректора Национального педагогического университета им. М.П. Драгомарова, «Учитель в контексте современного мира».

 

 Конструктивно и ответственно обсуждали проект «Кодекса чести и служения учителя».

 

День закончился музыкальным спектаклем «Пиросмани» в исполнении  детской художественной студии «Басти Бубу».

 

                                                               23.04.2014г.

 

На четвёртой общей встрече 23 марта руководители редакционной группы сообщили о проведенной доработке «Кодекса чести и служения учителя», и он был принят единогласно.

 

Содержательным, глубоким и проникновенным было выступление Н. П. Толоконской, доктора медицинских наук, профессора, академика РАЕН, на тему «Духовное и физическое  здоровье учителя». Не оставило равнодушным и выступление А. М. Анохина, председателя Севастопольского фонда Рерихов, директора Центра детского творчества «Уриэль» на тему «Учитель Культуры».   

 

 Далее состоялась церемония присвоения званий «Рыцарь Гуманной Педагогики» и «Учитель Гуманной Педагогики».

 

Наша делегация с особым волнением ждала момента голосования за место проведения Четырнадцатых Педагогических Чтений.

 

Сегодня 23 марта - День Конституции Чеченской Республики. Это символично, что именно сегодня Грозный принимает эстафету Педагогических Чтений.  Со светлой радостью, и глубокой ответственностью восприняла наша делегация решение проведения Четырнадцатых Педагогических Чтений по Гуманной Педагогике  в Грозный. Мы приняли эстафету и флаг Чтений.

 

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ГРОЗНЫЙ, ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!

 

В наше бурное время, когда человек и человечество теряют свое лицо в погоне за удовольствиями, когда люди попадают в зависимость от Интернета и телевидения, материальных благ и пагубных страстей, очень важно (хотя и очень трудно) сохранить  человечное, духовное в себе и окружающих.

 

Поэтому  единство идей, целей глубинного содержания прошедших Чтений важное, но не единственное  их достоинство.  Очень ценным было  живое общение на творческих лабораториях, общих встречах, в перерывах и во время экскурсий по городам Грузии. Это сближало и объединяло участников, способствовало установлению новых контактов, рождению новых идей, мыслей.   

 

 Хочу подчеркнуть еще один момент наиболее важный и значимый. В наше непростое, а порой и трагическое время, когда страны и народы разведены границами злыми силами, что вызывает тревогу и опасение за их судьбы, этот образовательный форум стал символом солидарности, объединения и единения педагогических сообществ без всяких границ, вселяющий надежду на торжество Света, Добра, Милосердия и Взаимопонимания.

 

 Прозвучали последние аккорды этого масштабного образовательного форума.

 

Грустно расставаться. Но это светлая грусть, ибо впереди новые Чтения, а значит - новые встречи, надежды, идеи и мысли.

 

Закончился день. Он подарил нам много приятных моментов. Каждый  уносит с собой светлые мысли, чистые помыслы и стремление неустанно творить Добро.

  

                                                              24.03.2014г.

 

Мы снова в пути, но уже в домой, в город Грозный. Машина несется по горной дороге. Преодолев страх высоты, мои учителя потянулись вверх. Весело обменивались мнениями, шутили, смеялись, а меня не покидала мысль: что же еще сделать такого, чтобы они оставались такими одухотворенными.

 

А я снова со своими мыслями... .

 

… Отдав детям столько лет, познав горький вкус первых ошибок и заметив обилие сорняков на своем педагогическом поле (только захоти их разглядеть и увидеть!!!), начинаешь понимать философию служения и Божественную мудрость «не многие делайтесь учителями». Начинаешь осознавать, что ты строишь в умах и сердцах своих учеников! Понимаешь и принимаешь истину - лучший способ воспитания, обучения и развития есть личный пример высоконравственного человека. Дети чутки. Их сердца, говоря словами поэта, «тем не убедится, что не от сердца говорится». Чтобы заразить детей добротой, ты сам должен чувствовать тепло в своей душе. Чтобы заразить детей светлым, добрым настроением, ты должен сам чувствовать себя добро. Чтобы внушить детям хорошие стремления, ты сам должен их чувствовать в себе. Чтобы воспитать человека, надо самому чувствовать себя человеком в лучшем смысле этого слова, ибо «уча других, мы учимся сами».

 

…А завтра снова напряжённый день. И так всегда…

 

И снова будут силы продолжать путешествия  не только в мир Сложения и Вычитания, Грамматики и Пунктуации, Географии и  Литературы, Физики и Химии, но и в мир человеческих взаимоотношений, мир Любви, Добра, Счастья, Веры, в прекрасный и столь далекий и одновременно близкий для меня мир Детства. Это и есть мой путь, путь учителя, по которому иду, стараясь оставить след в сердцах своих воспитанников, научить их жить и не казаться, а быть достойными гражданами своей Родины.

  

Хулимат Султанова,

 Рыцарь Гуманной Педагогики

 


Powered by Joomla!. Designed by: free joomla themes 1.5 dedicated server hosting Valid XHTML and CSS.